AIS – морская автоматическая идентификационная система.
АИС (Автоматическая идентификационная система, (AIS = Automatic Identification System) — система в судоходстве, служащая для идентификации судов, их параметров и других данных с помощью радиосигналов диапазона VHF (УКВ).
В последнее время под АИС понимается Автоматическая информационная система, (AIS = Automatic Information System), что связано с заметным расширением функциональности системы по сравнению с начальной задачей идентификации судов.
AIS была разработана в 2000 году для уменьшения риска столкновений морских судов. Ее функционал оказался настолько удачным, что спустя всего два года Международная морская организация (ИМО) потребовала установки терминалов AIS практически на все суда.
В соответствии с принятой Конвенцией SOLAS 74/88, наличие AIS является обязательным для судов вместимостью свыше 300 тонн, для международных рейсов, судов валовой вместимостью более 500 тонн для внутренних рейсов, и всех пассажирских судов. Суда и яхты с меньшим водоизмещением могут быть оборудованы более простым прибором класса Б.
В отличие от морских радаров, способных зафиксировать появление крупных объектов вблизи от судна и быстро отобразить их текущие направление и скорость, AIS позволяет оперативно получить более подробную и точную информацию об окружающей навигационной обстановке.
Передача пакетов АИС осуществляется на международных каналах связи AIS1 и AIS2 в протоколе (стандарте) SOTDMA (Self Organising Time Division Multiple Access).
В целях обеспечения унификации и стандартизации АИС в Международном Регламенте Радиосвязи за АИС закреплено два частотных канала: AIS-1 (87В — 161,975 МГц) и AIS-2 (88В — 162,025 МГц), которые должны использоваться во всем мире, за исключением районов плавания с особым частотным распределением.
Типовая АИС система включает в себя следующие компоненты:
- УКВ VHF радиопередатчик;
- Один или два УКВ VHF приёмника;
- Приёмник системы глобальной спутниковой навигации, для судов под российским флагом модуль GLONASS в приборе АИС является обязательным, GPS — вспомогательным;
- Контроллер (микропроцессор);
- Модулятор/демодулятор (ЦАП - АЦП);
- Блоки интерфейсов ввода-вывода информации
- Элементы управления и индикации;
- Одна или две антенны
Бортовой модуль AIS представляет собой цифроаналоговый УКВ-приемопередатчик, связанный с судовыми навигационными системами. В зависимости от скорости судна, каждые несолько секунд (или несколько минут на стоянке) он в автоматическом режиме передает следующую оперативную информацию: идентификационный номер MMSI, навигационный статус («на якоре», «в движении» и т. п.), текущие координаты, истинные курс и скорость, угловую скорость поворота, метку точного времени и др.
В дополнение к динамическим данным, каждые несколько минут передаются статические параметры: идентификационный номер судна IMO, его название, тип, радиопозывной, размер и т.д. С той же частотой передается и путевая информация: пункт назначения, расчетное время прибытия, категория груза и число людей на борту. Кроме того, в случае бедствия или угрозы безопасности судна, с терминала возможна рассылка текстовых сообщений, вводимых в ручном режиме.
Полученная информация может выводиться на терминал (дисплей) в виде таблицы с информацией о ближайших судах, а также в виде их символов, наложенных на навигационные карты (например, в картплоттере) — в этом случае можно легко оценить взаимное расположение и динамику движения объектов.
Таким образом, по сообщениям AIS капитан судна может быстро и точно оценить текущую навигационную обстановку. Радиус действия AIS при благоприятных условиях может достигать 40 миль, но на дальность влияют мощность передатчика, высота установки антенны и другие факторы.
Устанавливаемые на небольших судах приборы класса Б отличаются пониженной мощностью передатчика (2 Вт вместо 12.5 Вт), что ограничивает радиус приема сообщений примерно 5 милями. Еще одна особенность — это упрощенный алгоритм передачи данных, отдающий приоритет сообщениям от приборов класса А.
Существует еще один способ применения AIS - установка только приемника, не способного отправлять никакие данные, но зато отслеживающего перемещения всех судов, оснащенных полноценными терминалами с передатчиками. Часто для этого даже не требуется отдельное устройство, поскольку ведущие производители морского оборудования, например Icom, оснащают данной функцией многие модели VHF-радиостанций.
Для профессионального использования были также разработаны ресиверы AIS, вообще не показывающие графическую информацию, но умеющие конвертировать данные в пакеты стандартного протокола NMEA, совместимыми с подавляющим большинством картплоттеров. Некоторые из современных устройств также могут подключаться к компьютерам по разъему USB.
Следует отметить, что существующий формат AIS не отвечает требованиям безопастости. Теоретически, злоумышленник может послать ложное сообщение о бедствии, либо подменить идентификатор судна для скрытия какой-нибудь деятельности.
Возможно, в ближайшем будущем в протокол АИС будут добавлены функции шифрования, как это уже сделано в военных системах.
(с) Статья подготовлена специалистами фирмы Сайком, 2020г.